Выступление председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова на заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
по теме «Взаимодействие институтов гражданского общества и органов судейского сообщества в контексте обеспечения конституционных ценностей»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Благодарю за предоставленную мне возможность выступить на сегодняшнем мероприятии. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в очередной раз стал площадкой конструктивного диалога между представителями гражданского общества, экспертами, законодателями и судьями.
Конституция Российской Федерации, закрепляя принцип разделения властей, гарантирует независимость судебной власти. Независимость не является синонимом произвола и безответственности: судейский корпус был и остается важным институтом демократического правового государства, а значит сохраняет непосредственную связь с гражданским обществом.
Такая связь является прямым следствием конституционных положений, согласно которым единственным источником власти в России является её многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
У судейского сообщества и гражданского общества есть общие цели, направленные на реализацию конституционных ценностей Российской Федерации, построения правового государства, основанного на уважении к правам и свободам, открытости и сотрудничестве.
Органы судейского сообщества были созданы в переломный период истории нашей страны – в начале 90-х годов XX века, когда остро стоял вопрос о проведении судебной реформы, построении независимой судебной власти «с чистого листа».
Судьи ощутили на себе непростые социально-экономические условия того периода, когда в течении длительного времени не выплачивалось ежемесячное вознаграждение, а выделяемых средств не хватало даже на закупку канцелярских принадлежностей.
Учитывая, что распределение бюджетных средств осуществляло Министерство финансов, а не Судебный департамент, органы судейского сообщества были вынуждены отстаивать интересы судебной власти перед Министерством финансов.
Но уже тогда появилось понимание того, что органы судейского сообщества – это не «судейский профсоюз», а особый общественный институт, призванный не только защищать интересы судей, но и укреплять авторитет судебной власти, стоять на страже прав и законных интересов граждан.
Впоследствии проблемы финансового и организационного обеспечения судов были решены, а органы судейского сообщества в своей работе все больше внимания уделяли проведению судебной реформы, защите прав граждан и бизнеса.
Поэтому в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» к основным задачам этих органов отнесены не только защита прав и законных интересов судей, но и содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, утверждение авторитета судебной власти.
В этом законе закреплена система органов судейского сообщества, которая всем вам известна – это Всероссийский съезд судей, советы судей, квалификационные коллегии судей, экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, конференции судей и общие собрания судей.
Учитывая, что компетенция органов судейского сообщества Вам, как экспертам, хорошо знакома, я бы хотел уделить внимание последним тенденциям в этой сфере.
В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации реализуется масштабная судебная реформа, главная цель которой состоит в повышении эффективности правосудия и укреплении независимости судей. Важнейшим достижением этой реформы является создание кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, образованных по экстерриториальному принципу.
Судебная реформа предусматривает и целый ряд других важных мер, которые позволят повысить стандарты судейской независимости. В их числе – перераспределение полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества.
Такое «смещение акцентов» приводит к повышению самоуправляемости судейской корпорации, а значит – к укреплению независимости судей. Расширение компетенции органов судейского сообщества свидетельствует о высоком уровне развития правопорядка и правовой культуры.
Хочу обратить Ваше внимание на три основных изменения в этой сфере, которые реализованы по законодательной инициативе Президента Российской Федерации и вступили в силу 1 сентября этого года.
Во-первых, председатели судов лишены полномочий в сфере привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Теперь председатель суда не вправе инициировать дисциплинарное производство – оно может быть начато только по обращению гражданина, организации, Совета судей Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации, совета судей субъекта Российской Федерации. Тем самым исключена «дисциплинарная власть» председателей судов по отношению к судьям, которая потенциально могла использоваться как механизм воздействия.
Во-вторых, председатели судов лишены права проводить проверки обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка. Подобные проверки также могли быть своеобразным способом воздействия на судей. Теперь квалификационные коллегии судей обязаны самостоятельно проверять поступающие жалобы и обсуждать результаты проверок на заседаниях.
В-третьих, председатели судов лишены права не согласиться с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидата на должность судьи. Ранее председатели судов фактически обладали правом «вето» в отношении кандидатов, рекомендованных квалификационной коллегией, и такое «вето» могло быть преодолено только двумя третями голосов.
Теперь вся полнота полномочий по подбору кандидатов на судейские должности передана квалификационным коллегиям судей.
Таким образом, квалификационным коллегиям судей от председателей судов передан весьма широкий круг полномочий. Очевидно, что процедура принятия решений органом судейского сообщества в гораздо большей степени соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества, чем принятие решений председателем суда.
Прежде всего, органы судейского сообщества принимают решения путем голосования по итогам коллегиального обсуждения. Это наиболее демократичный способ принятия решений, позволяющий избежать ошибок и учесть все точки зрения.
Заседания органов судейского сообщества по общему правилу проводятся открыто, что исключает кулуарное принятие решений «в тишине рабочего кабинета».
Решения органов судейского сообщества оформляются в установленном порядке и должны быть мотивированными, в то время как мотивировка решений председателя суда не всегда очевидна.
Наиболее важным представляется то, что орган судейского сообщества по отношению к судье не выступает как руководитель – между ними отсутствуют отношения служебной зависимости.
Поэтому передача полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества – это прогрессивный шаг, позволяющий представителям гражданского общества и судьям эффективно защищать свои права и законные интересы, добиваясь принятия взвешенных и обдуманных решений.
Также хочу обратить внимание на то, что с 19 июля текущего года Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации передано полномочие давать согласие на возбуждение уголовных дел в отношении мировых и районных судей, которое ране осуществляли региональные квалификационные коллегии судей. Тем самым повышена объективность решений и укреплено доверие к ним со стороны граждан.
Кроме того, Высшей квалификационной коллегии судей предоставлено право изменить вид дисциплинарного взыскания, назначенный нижестоящей квалификационной коллегией.
Это позволит обеспечить пропорциональность и справедливость применяемых мер дисциплинарной ответственности.
Убежден, что органы судейского сообщества успешно справятся с новыми задачами. Об этом свидетельствует эффективная работа Совета судей Российской Федерации по рассмотрению жалоб и обращений граждан, которая выступает важным условием доверия общества к судебной системе.
В 2018 году в Совет судей Российской Федерации поступило 2055 жалоб и обращений. В первом полугодии текущего года поступило 885 обращений.
Дисциплинарная комиссия Совета судей, образованная в 2010 году, рассматривает основную часть поступающих обращений.
Так, в 2018 году Дисциплинарная комиссия рассмотрела 311 жалоб и обращений. Предварительная проверка была проведена по 48 жалобам, выездная проверка – по 4 жалобам.
По результатам проверок доводы трех жалоб нашли свое подтверждение.
В первом полугодии 2019 года в Дисциплинарную комиссию переданы 156 жалоб. По шести обращениям проведены выездные проверки, доводы одной их них признаны обоснованными.
По статистике большинство жалоб, направленных в Дисциплинарную комиссию, вытекают из рассмотрения конкретного дела и основана на несогласии заявителя с принятым судебным решением.
Вместе с тем результаты рассмотрения этих жалоб позволяют сделать важные выводы о дальнейших перспективах совершенствования работы судов.
Часть поступающих обращений по компетенции направляется в Комиссию по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
Так в 2018 году из общего числа обращений в эту Комиссию передано 41 обращение, а в текущем году в Комиссию переданы 40 жалоб.
Кроме того, в Совете судей Российской Федерации в 2005 году создана Комиссия по этике, которая рассматривает обращения по вопросам разъяснения этических требований к поведению судей.
В 2018 году Комиссия рассмотрела 23 обращения, по которым были даны необходимые разъяснения этических норм, а в 2019 году в Комиссию уже передано 15 обращений. В этой связи хотел бы акцентировать внимание на особом значении Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года.
Принятие этого кодекса самим судейским сообществом свидетельствует об ответственном отношении судей к их роли в государстве и обществе. Кодекс содержит целый ряд требований и ограничений, которые судейское сообщество возложило на себя в целях укрепления авторитета судебной власти, установления уважительных отношений, во-первых, между судьями и участниками судопроизводства, во-вторых, между судьями и гражданским обществом, и в-третьих, внутри самого судейского сообщества.
Уважительные отношения – это не «дорога с односторонним движением». Пространство уважения в сфере правосудия предполагает, что базовые этические нормы должны соблюдаться не только судьями, но и другими участниками процессуально-правовых отношений, а также представителями гражданского общества – прежде всего журналистами и экспертами.
Уважение к суду – это не только и не столько вопрос воспитания, сколько вопрос реального обеспечения судейской независимости. «Скандализация правосудия», агрессивные и необоснованные кампании в медиа-среде, равно как злоупотребление процессуальными правами – все это воздействует на сознание судей, которые не могут существовать в информационном вакууме, и ставит под угрозу их независимость.
Поэтому в обеспечении высоких стандартов уважения к суду заинтересованы прежде всего добросовестные участники судебных споров, которые не желают стать жертвами манипуляций своих процессуальных оппонентов.
Нельзя забывать и о том, что своим неэтичным и недобросовестным поведением нарушители дезорганизуют работу суда и препятствуют корректной судебной защите, оперативному рассмотрению дел.
Одним из базовых проявлений уважения к суду – «первым шагом» на долгом пути развития подлинно уважительных отношений – выступает соблюдение правил поведения в зданиях судов. Совершенно очевидно, что в этой сфере должны быть установлены прозрачные, понятные и единообразные границы дозволенного.
В этом вопросе большая роль отводится органам судейского сообщества, как посредникам между судебной властью и гражданским обществом.
Совет судей Российской Федерации уделяет значительное внимание регламентации поведения посетителей в зданиях судов.
Обсуждение регламента на площадке Совета судей РФ с самого начала велось максимально открыто, с участием всех заинтересованных организаций и представителей гражданского общества: Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, представителей средств массовой информации, Федеральной палаты адвокатов, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы судебных приставов.
Приоритетом в этой работе является соблюдение баланса между доступностью правосудия и обеспечением безопасности добросовестных участников судебного разбирательства и суда, без каких-либо препятствий в реализации их процессуальных прав граждан и организаций.
В декабре 2019 года проект регламента планируется обсудить на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации, в открытом формате и с приглашением средств массовой информации.
Кроме того, одним из институтов взаимодействия судебной власти и гражданского общества станет судебное примирение, предусмотренное по законодательной инициативе Верховного Суда.
Согласно новому правовому регулированию, судебными примирителями будут быть судьи, вышедшие в отставку.
Их опыт и потенциал будут задействованы в снижении уровня конфликтности в обществе путем урегулирования правовых споров мирным путем, с учетом взаимных интересов сторон, без прямого вмешательства государственной власти. В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации разрабатывает Регламент проведения судебного примирения и готовит список судебных примирителей, которые в ближайшее время будут представлены на рассмотрение Пленума Верховного Суда.
Доверие к суду невозможно без диалога и взаимодействия между судейским сообществом и средствами массовой информации. Принципы такого взаимодействия определены в Концепции информационной политики, утвержденной 16 ноября 2001 года.
С момента принятия Концепции прошло почти 18 лет: за это время сформировалось новое правовое регулирование информационной сферы, по законодательной инициативе Верховного Суда принят Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», у всех судов созданы Интернет-сайты, появились новые виды средств массовой информации, получили широкое распространение социальные сети.
В этой связи в ближайшее время будет разработана и представлена новая редакция Концепции информационной политики судебной системы, учитывающая все современные требования и стандарты.
Судейское сообщество в полной мере осознаёт, что будущее – за цифровыми технологиями и институтами электронного правосудия. В этой связи необходимо совершенствовать технологическую базу судов, развивать возможности подачи документов в электронной форме, создания «электронных дел».
У всех органов судейского сообщества созданы Интернет-сайты. Совсем недавно был модернизирован сайт Совета судей РФ – все желающие могут посетить его и убедиться в том, что новый сайт более удобен и технологичен, чем его предыдущая версия.
Представители судейского сообщества регулярно участвуют в открытых дискуссиях на различных площадках, и сегодняшние мероприятие – яркий тому пример.
Хотелось бы особо отметить постоянное участие представителей Совета судей в заседаниях клуба имени Дмитрия Николаевича Замятнина, который стал эффективной площадкой взаимодействия судебной власти и средств массовой информации, доведения до широкой общественности объективных и достоверных данных о работе судов.
Важным направлением нашей работы является взаимодействие с региональными советами судей, для осуществления которого в Совете судей Российской Федерации создана профильная комиссия.
Такое взаимодействие позволяет решать задачи общегосударственного характера – например, в рамках участия в межведомственных рабочих группах Росфинмониторинга в 2017 году был пресечен вывод из Российской Федерации порядка 50 миллиардов рублей путем неправомерного использования исполнительных документов.
Совет судей Российской Федерации уделяет значительное внимание методической и организационной поддержке работы региональных советов судей, в том числе по вопросам взаимодействия с гражданским обществом.
В апреле текущего года в Казани состоялось семинар-совещание советов судей субъектов Российской Федерации, главной темой которого стало взаимодействие органов судейского сообщества со средствами массовой информации, повышение информационной открытости судов.
Уважая свободу слова и право на критику судебных органов, судейское сообщество напомнило о презумпции добросовестности национального суда, которой в своей деятельности руководствуется Европейский суд по правам человека: согласно этой презумпции, вступившее в силу решение национального суда считается законным и обоснованным, пока иное не доказано в установленном порядке.
В связи с этим мы в очередной раз призываем государственные и общественные организации к тому, чтобы выводы, изложенные в судебном решении, оспаривались только путем подачи жалоб в вышестоящие судебные инстанции в порядке, в предусмотренном процессуальным законодательством.
Хочу подчеркнуть, что советам судей субъектов Российской Федерации в пределах, предусмотренных законом и Кодексом судейской этики, следует более активно участвовать в обсуждениях на региональных площадках – в средствах массовой информации, органах законодательной и исполнительной власти. Это будет способствовать «обратной связи» между судейским сообществом и гражданами, которые должны не только слЫшать, но и слУшать друг друга.
Одним из актуальных вопросов взаимодействия может стать совершенствование работы мировой юстиции.
В прошедшем году по законодательной инициативе Верховного Суда предусмотрена необходимость получения согласия региональных органов судейского сообщества на возможное сокращение финансирования мировых судей. Конструктивное обсуждение этой тематики в рамках бюджетного процесса будет способствовать повышению качества судебной защиты.
Уважаемые коллеги!
Совет судей Российской Федерации и дальше будет совершенствовать работу по взаимодействию органов судейского сообщества и институтов гражданского общества на основе открытости, объективности и уважения.
Спасибо за внимание!