Председатель Совета судей РФ Момотов В.В. принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
13 апреля 2021 г. председатель Совета судей Российской Федерации Виктор Викторович Момотов принял участие в рассмотрении Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проектов законов № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» и проекта № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Уважаемые коллеги!
Данные законопроекты были разработаны Верховным Судом Российской Федерации с целью повышения статуса государственных служащих судебной системы.
Правосудие в России осуществляется судами, в состав которых входят как судьи, так и государственные служащие аппарата суда. Особенности деятельности государственных служащих аппарата суда связаны со спецификой процесса осуществления правосудия, в который они вовлечены начиная от приема заявлений и заканчивая выдачей исполнительного листа.
Аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную работу судов, осуществляет функции по организационному, информационному, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Кроме того на них возложены функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». От профессионализма работников аппарата суда зависит эффективность и качество правосудия. Для выполнения подобных обязанностей требуется высокая квалификация и ответственность.
Однако на данный момент наблюдается дефицит кадров, большая текучесть (от 100 до 200 процентов за год), связанная с высокой нагрузкой, низким уровнем оплаты труда работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности (так заработная плата помощников судей районных судов составляет от 16 до 19 тысяч руб., с материальным стимулированием составляет от 33 до 36 тысяч руб.). Заработная плата в других государственных органах и в коммерческом сегменте выше, в связи с чем выпускники юридических вузов не заинтересованы в работе в судебной системе.
Рассматриваемыми проектами федеральных законов вводится самостоятельный вид государственной службы − государственная судебная служба Российской Федерации, устанавливается статус государственного служащего судебной службы, правовые, организационные и финансово-экономические условия прохождения государственной судебной службы.
В законопроектах выделены принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы. Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы (недопущение конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации служащего и авторитету судебной системы, запрет на осуществление некоторых видов деятельности и др.).
Также предусматриваются запреты в сфере осуществления судебными служащими процессуальных прав, такие как: быть в суде представителем граждан; выполнять функции по осуществлению правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
В связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы законопроектом предусмотрен ряд социальных гарантий: увеличенная по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность отпуска до 30 календарный дней, дополнительные оплачиваемые отпуска от 1 до 10 календарных дней в зависимости от выслуги лет; медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи, в том числе после выхода судебного служащего на пенсию за выслугу лет; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и другие.
Предлагается реформировать институт администратора суда с целью разграничения полномочий, что позволит председателю суда сосредоточиться на основной деятельности – отправлении правосудия – путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата – администратора суда.
Кроме того, в целях унификации норм, регулирующих принципы организации и направления деятельности аппаратов судов, проектом предлагается введение в аппарате верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда должностей «руководитель секретариата председателя суда», «заместитель руководителя секретариата председателя суда» и «советник».
Предусматриваются специальные обязанности, возлагаемые на помощников судей и секретарей судебного заседания, а также возможность их замещения. Помощник судьи и секретарь судебного заседания являются процессуальными фигурами, что требует от них соответствующих знаний и возлагает высокую ответственность, а также увеличивает нагрузку. Развитие электронного правосудия и внедрение цифровых технологий в судебную систему предполагает освоение новых функций работниками аппарата суда, требует повышение их квалификации в сфере информационных технологий. Все это подтверждает, что аппарат суда играет ключевую роль в организации судебной работы, от эффективности его работы зависит и качество работы судей.
Предусмотренные в законопроектах требования, гарантии, меры материального обеспечения позволят не только повысить ответственность служащих судебной службы и улучшить организацию деятельности аппаратов судов, но и поднять престиж судебной службы, тем самым сохранить имеющийся кадровый потенциал и привлечь новых квалифицированных специалистов, что будет способствовать качеству отправления правосудия.
Данные законопроекты важны для повышения качества и эффективности всей судебной системы России, прошу концепцию законопроектов поддержать.