Дела военные. Судебная реформа
Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 182-ФЗ «Об упразднении некоторых гарнизонных военных судов», в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» упразднены Кемеровский и Юргинский гарнизонные военные суды, вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению 27 августа 2011 года переданы в юрисдикцию Томского гарнизонного военного суда.
Управление Судебного департамента в Томской области во исполнение распоряжения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 24-р во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Кемеровской области в установленном порядке решило вопрос о передаче Томскому гарнизонному военному суду помещений зданий и имущества Кемеровского гарнизонного военного суда и Юргинского гарнизонного военного суда. Проработаны вопросы размещения и организационного обеспечения деятельности судей и работников аппарата, водителя, персонала по охране и обслуживанию зданий Томского гарнизонного военного суда первого и второго отдельных судебных составов г. Кемерово и г. Юрга, в том числе вопрос обеспечения их автотранспортом в соответствии с установленными нормами.
Теперь в Кузбассе, как и в сороковые годы прошлого века, на военнослужащих распространяется юрисдикция Томского гарнизонного военного суда, который имеет в вышеупомянутых городах отдельные судебные составы.
Гарнизонные военные суды занимаются рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел (если, конечно, они не отнесены к компетенции окружного военного суда или Военной коллегии Верховного суда России), а также материалов о совершении военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест на гауптвахте. Они принимают решения об аресте и заключении под стражу, об ограничении прав на тайну переписки и телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и прочих сообщений, на неприкосновенность жилища. Рассматривают жалобы на действия или бездействие дознавателя, следователя, прокурора и принятые ими решения. Являясь судами общей юрисдикции, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации. И если еще недавно военные судьи были исключительно офицерами (хотя и имеющими высшее юридическое образование и сдавшими квалификационный экзамен на звание судьи), то теперь все они сняли погоны и стали гражданскими людьми.
– Наша деятельность открыта для общества, – говорит Александр Зайнулин, председатель Томского гарнизонного военного суда, юрисдикция которого сейчас распространяется и на территорию Кемеровской области. – Мы сами заинтересованы в формировании объективного общественного мнения о роли военных судов в судебной системе государства. Тем более что в последнее время в деятельности военных судов начинает превалировать защита прав и законных интересов военнослужащих. И если еще каких-то лет десять назад военные суды рассматривали преимущественно уголовные дела, а число обращений в них военнослужащих за защитой своих прав по всей России не превышало одной тысячи, то сейчас таких заявлений – в сотни раз больше. Доля же уголовных дел составляет в общем объеме работы военных судов немногим более десяти процентов.
– Александр Геннадьевич, какие уголовные дела в основном рассматриваются военными судьями в Кемерове и в Юрге?
– Немало уголовных дел связано с уклонением от службы военнослужащих срочной службы и контрактников. Причем в последнее время в такой категории дел стали преобладать именно контрактники. Например, военнослужащий поехал в отпуск, но по каким-то причинам в свою часть вовремя не вернулся. Испугавшись наказания, он решает вообще туда не возвращаться. И попадает уже не под дисциплинарную, а под уголовную ответственность. Одно из подобных дел, например, сейчас рассматривается в Кемерове.
Безусловно, есть дела, связанные с коррупцией, с неуставными взаимоотношениями среди военнослужащих, но их относительно немного. Как показывает практика, в основном к таким негативным проявлениям приводит личная недисциплинированность военнослужащих, однако зачастую условия для совершения преступления создаются и бесконтрольностью со стороны командиров, отсутствием в частях и подразделениях надлежащего уставного порядка. Устранение причин каждого совершенного преступления возлагается на военное командование. А их выявление в ходе судебного следствия – на военный суд, рассматривающий то или иное уголовное дело, который обращает на это внимание командования путем вынесения частных постановлений.
В воспитательных и профилактических целях значительная часть уголовных дел рассматривается с выездом непосредственно в части в присутствии личного состава, а судебные решения по наиболее актуальным делам по инициативе военных судей доводятся до военнослужащих в приказах командования либо через средства массовой информации.
– Правда ли, что теперь сажать военнослужащих на гауптвахту за серьезные дисциплинарные проступки могут только по решению военных судов?
– Действительно, это так. Такие изменения были внесены в Дисциплинарный устав вооруженных сил. Если раньше командиры сами могли назначать провинившемуся военнослужащему такое наказание, как содержание под арестом на гауптвахте, то сейчас это может сделать только гарнизонный военный суд. То есть процедура стала более цивилизованной. Причем в ряде случаев грубые дисциплинарные проступки военные судьи рассматривают на открытых выездных заседаниях в воинских частях. Такой подход также дает положительный воспитательный эффект.
Следует отметить, что военнослужащие по решению военного суда подлежат и административной ответственности за совершение некоторых категорий правонарушений. В основном такие дела связаны с нарушениями в области дорожного движения.
– Александр Геннадьевич, а с какими проблемами военнослужащие чаще всего обращаются в военные суды?
– В подавляющем большинстве случаев эти обращения связаны с непредставлением жилья, невыплатой денежных средств и с другими социальными вопросами, где ответчиками выступают командиры воинских частей и руководители организаций, – вплоть до министра обороны и глав других министерств и ведомств. Незначительная часть гражданских дел касается оспаривания действий командования по привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности.
Остается пожелать Томскому гарнизонному военному суду успешной работы в интересах законности и правопорядка на территории обеих областей.
Газета «Кузбасс»